К вершинам Южного Урала. Часть 1.
Рассказ E-noute и Ksysha о поездке на Южный Урал на “ИЖ Юпитер 3” в 2011 году.
Вступление
Несколько месяцев назад, в голове навязчиво топала мысль о посещении замечательного места - Южного Урала. Вариантов отъезда было два, зависели они от отпуска прекрасного лоцмана, Ксении: либо это суровый ноябрь, либо менее суровый сентябрь. Нам повезло, и отпуск дали на первую половину сентября. Перед его началом я усердно работал, набирая нужную сумму денег на всевозможную экипировку, поэтому готовить мотоцикл времени не было, хотя он исправно возил меня на работу, не вызывая никаких нареканий. А мотоцикл, это ИЖ Юпитер, третьего поколения, год выпуска определить по бирке сложно, но на вскидку - 1974. Не самая молодая техника для дальняка. Но чем черт не шутит? Главное хорошее состояние, а не год выпуска.
Мотоцикл, мне с Ксенией на пару, достался в стабильно тяжелом состоянии, без документов. За него было отдано 2 зеленых бумажки, с тремя нулями и мы, на правах владельцев, укатили его домой. С того времени, до момента выезда он прокатал нас около 8-9 тысяч км. Для этого были сделаны вложения, многократно превышающие его начальную стоимость. То что мы там все многократно перебрали, поменяли, это пол-дела. Покрасили, расточили, искали советские детали, долго изучали его нравы. С нами он уже попадал в аварии, ездил в Хвалынск, что за 250 км от дома. Мы его не подводили, он нас в общем-то тоже. Все детали, кроме поршней, колец и зеркал — советские. Думаю это сыграло немаловажную роль в достижении цели.
За несколько дней перед выездом поменяли поршни с кольцами, как расходники, отрегулировали до идеального состояния сцепление, зажигание. Установили двигатель на новые болты, с усиленными гайками, сделали т/о для 6 вольтового аккумулятора, поменяли резину, поставили новые тормозные колодки, звезду на 20 зубов, вместо 21. Собрали кофры. Выезд несколько раз подряд откладывался «на день» из-за банального неуспевания. Утром, 20 сентября вынесли все необходимые вещи, положили их вокруг мотоцикла, с мыслью: «Как же впихнуть невпихуемое?» За пару часов таки управились. На практике оказалось все гораздо проще. Пробная поездка со скарбом и пассажиром до заправки показала - управляемость примерно как с двумя мешками цемента на багажнике, то есть не самая завидная. Мысль о том что нам так ехать около 3х тысяч, не прибавляла оптимизма, старался просто не думать об этом. Благодарим товарища Сергея, за помощь в подготовке. Не хватало рук.. Аварийный запас топлива, объемом 6 литров, прописался в центральном кофре, в литровых канистрах. Осталось только одно незаконченное дело — головной свет. 6 вольтовая лампа не выдерживает никакой критики. До последнего дня делали светодиодное освещение, но оно себя не оправдало. Времени на доработку не было, была только надежда найти в Саратове магазин, специализирующийся на светодиодах, и купить что то более менее подходящее.
Стартуем в 12.00
Магазин просто не смогли найти, зато получили кучу опыта управления мотоциклом со скарбом «под завязку» по Саратовским пробкам. Ночью мы ехать не планировали, поэтому решили ехать с таким светом, какой был в стоке. Первые километры за городом мотоцикл идет на пределе. Даже небольшой подъем вынуждает переключаться на третью передачу. Осознаю что надо было ставить звезду зубов на 18, и плевать на скорость. До обеда проезжаем километров 70, сворачиваем с трассы, проезжаем километр по грунту, обедаем.
Суета, не покидавшая нас уже вторую неделю, отступает. Выезжая с привала, объезжаем авто “Жигули”, остановившуюся на грунтовке, управляемость дает о себе знать, и мы лишаем ее резиновой защиты бампера, защитой своих кофров. Мужики махнули на это дело рукой. После привала, динамика улучшается с ничтожной, на плохую. Видимо после города и пробок, двигателю нужно было просто остыть. За 4 часа добираемся до Хвалынска, в окрестностях которого ставим палатку. Красивый городок весной, мотоцикл и мы здесь уже бывали. Наконец приходит ощущение, что старт все-таки состоялся. Великолепное чувство. С ним и ложимся спать. 250 км позади.
Второй день
Рано утром, встаем, набираем диких яблок, которых здесь полно, у Ксении это слабость.
Выезжаем в 8, продолжаем путь. Границы областей, вызывают опасения, но как оказалось, напрасно. Там кроме надписи ничего нет. Близится город Сызрань и мощная синяя туча. Одеваем непромокаемые костюмы, дождик уже накрапывает, а в городе переходит в ливень. Выезжаем на трассу М5. Ее видно издали, больше напоминает железнодорожный состав. Фуры несутся друг за другом нескончаемым потоком. Небесные воды сопровождают нас километров 80. Пустые фуры обгоняют нас, ощущение пожестче чем на американских горках, поток ветра и капель из под колес, так и спихивает на обочину, руки держут руль мертвой хваткой. С дождевиков ручьями льёт вода. Навигатор сообщает о приближении к городу Жигулевску. Проезжая поселок Валы, заправляемся 93 бензином, по 22 рубля за литр.(92 везде в районе 26р) Запах у него омерзительный, качество вроде сносное. В Жигулевске покупаем еды, обедаем в народной столовой «Лада». Очень даже неплохо, если не считать горланящих свои треки, алкашей неподалеку.
Несмотря на только что закончившийся дождь, принимаем решение достигнуть второстепенной цели: национальный парк «Самарская лука», а также подняться на Молодецкий курган. Для этого приходится двигаться в обратном направлении 20 км. Напрямую, к кургану подъехать не получается, ищем объезды, вторгаемся на территорию заповедника. Чем глубже пробираемся вверх, по высохшему ручью, между двух хребтов, тем труднее становится форсировать камни, ветки и грязь, тем гуще лес, напоминающий больше джунгли.
Ставим мотоцикл, что бы не мучать его бездорожьем, больше подходящим для зубастого эндуро, чем для нашего раритета. Пробираемся вплоть до огромных кабаньих следов и фекалий. Понимаем что пробираться сюда на мотоцикле - тащить его на горбу. Оставляем эту идею.
Возвращаясь обратно, под кофр попадает здоровый камень, заваливающий мотоцикл. Падение… Сильный удар по правому кофру. Кофр цел, начинка тоже, а вот одна из вертикальных трубок багажника отрывается ровно над сваркой. Запас прочности у багажника еще есть. Но когда я его варил, не планировал нагрузку на него в 60 кг, да еще и на таком бездорожье. Выбираемся из чащи, темнеет. Пора искать место для палатки и костра. Пока ищем, засвечиваемся у двух турбаз. Решаем развести костер в более менее тихом месте, на берегу Жигулевского залива. На берегу штормит. Разводим костер. По жесткой дороге, на каменистый берег спускается УАЗ «буханка» и начинает кружить испытывая внедорожные свойства, не обращая на нас никакого внимания. Спустя несколько минут корчей по камням и использования ручного стартера, из машины вываливается куча народу, валит к нам. Все очевидно подвыпившие, без злых намерений, зовут нас на турбазу, где они якобы делают ремонт, могут организовать нам бесплатный домик и вообще всячески нас заверяют, что они хорошие ребята. Мы убеждаем их что нам и здесь хорошо, и что для этого мы и приехали, что бы спать в палатке, а не в домике. Ребята ни с чем уезжают, а мы продолжаем жарить сосиски. Минут через 10 возвращаются. Такая навязчивость начинает напрягать, продолжают уговаривать, ссылаясь на предстоящую бурю, что они просто не могут нас тут оставить одних. Второй раз убеждаем их в обратном, сразу после отъезда Уазика принимаем решение ретироваться отсюда по добру, по здорову. Третий приезд, если таковой будет, точно ничем хорошим не кончится, быстро собираем вещи, штурмуем не самый легкий подъем, и катим оттуда, бросая костер. В последствии обнаруживаем что оставили там полубинокль. Опускается зловещий туман. Ксении вспоминается, что оказывается про Жигулевские горы вообще есть куча нехороших историй и это в общем-то гиблое место. Ночевать там как-то совсем не хочется. Доезжаем до М5. Темень жуткая. Свет у нас только формально. Проезжаем по трассе пару километров, останавливаемся в кафе, выпить кофе, поискать гостиницу. Грунтовки раскисли, по темноте их месить совсем не хочется. Вообще, искать место для палатки затемно - затея гиблая. По навигатору ближайшая гостинаца - в Жигулевске, до него 12 туманных километров, на пару с дальнобойщиками, непрерывно несущимися по М5. Пока думали, туман немного рассеялся, аккуратно добираемся до города, уже заполночь, находим гостиницу со стоянкой, договариваемся за 500 деревянных, на 12 часов. Номер не 5 звезд, но нам не сильно важно. Засыпаем.
День третий.
Просыпаемся без тараканов - и ладно. Долго как-то собираемся, поискали немного сварщика, надоело, поехали дальше. Курс на большую Самарскую развилку. На Жигулевской ГЭС пробка, на половину состоящая из грузовиков, фур. Протискиваемся, минуем 2 КП, После Тольятти дорога налаживается, идет в 4-6 полос. Топим на все деньги, сами не зная зачем. На одной из остановок для туалета мотоцикл падает на Ксюшин шлем. Повреждений вроде нет. Нагрузка плавно пришла. Ругаю. Едем дальше, минуя развилку, проехав еще пару десятков километров поворачиваем на второстепенную трассу Р225, ведущую к Оренбургской области. Дорога приятная, машин практически нет. Получаем удовольствие от движения. Останавливаемся на обед у речки Елшанка, замечательно обедаем макаронами, сосисками, сыром, конфетами, чаем. Накатывают волны счастья. Огорчает только багажник. Он обвисает, ломается та же трубка, с другой стороны. Запас прочности уменьшается. Пора серьезно озаботится починкой. При погрузке обнаруживаем, что забыли выключить зажигание. Но мотоцикл так же как и обычно бодро завелся. Без обид на невнимательность. Доезжаем до городка Отрадный, на въезде города есть СТО, подвариваем там багажник, полуавтоматом. Но это по-сути костыли, такие долго не протянут. Запас прочности пополнили и ладно.
Далее минуем город Похвистнево, переезжаем границу Оренбургской области, въезжаем в город Бугуруслан. Тут вышла небольшая оказия, и кто то из ответственных за навигацию повел нас в сторону Казахстана. Итог: 20 км крюк, после него окончательно стемнело и найти нормальное место для ночлега стало затруднительно, особенно учитывая что кругом поля. Поплутав немного по грязным грунтовкам находим, не без помощи навигатора, необычное место. Плотина, перерытая напополам, по обе стороны которой 2 болота. Пока более подробно, пешком иследовал местность, чуть не канул в овраг, вместе с фонариком. Место не слишком привлекательное, и попахивает болотными ихтиандрами, но далекое от дороги, так что решаем ставить палатку тут, несмотря на возможную нечисть. Ужинаем овсянкой на берегу тихого-тихого болота. Брякаемся спать. От дома на экране навигатора накатано уже 790 км.
День четвертый.
Рано звонит будильник. Палатка сырая, мерзкая. Морда пухлая, Ксюша преодолевает себя, встает, идет разводить костер, а я снова погружаюсь в сон. Когда вода уже закипала, и Ксю отправилась меня будить кастрюля самоопрокинулась и самозатушился костер. Над нами и полями летают кругами кукурузники, не меньше трех. Я организовал удочку из коряги и веревки, наловил пару килограмм болотной воды, чтобы таки попить чаю, прийти в себя. Болотный чай так себе, даже после хорошего кипячения.
Трогаемся в путь. Холодно. Меняемся перчатками (у Ксении более теплые). Останавливаемся в деревне, где лихо гоняет “ИЖ Юпитер 1”, покупаем там свежий, очень вкусный хлеб, и буквально пожираем его, вместе с персиковым соком. “ИЖей” по деревням встречается очень много. Там видимо они еще долго не переведутся. Проезжаем очередную кучу километров, высматривая на горизонте очередного сварщика, чтобы качественно заварить багажник. Пока его не видно. Заправляем очередную порцию 92 топлива (степень сжатия увеличена), доверяя навигатору, сворачиваем на безобидную, симпатичную с виду дорогу, метров через 500 прелести заканчиваются и начинаются суровые реалии. Дорога превращается жутко-утоптано-раздолбанную грунтовку, под которой судя по всему покоится взрытый асфальт. Дорога тянется до самой башкирской границы. Парадоксально, что трассу также непринужденно сопровождают указатели, предупреждения о поворотах и ограничения скорости. Вот где-где, а там точно превышать не хочется.
После границы ситуация меняется, однако перемены совсем не радуют: грунт сменяется глиной, местами появляются скользкие лужи. Примерно на линии границы, по навигатору, я отдаю честь республике, подаю сигнал, приветствую. Республика отвечает тишиной, кидает мотоцикл на очередной скользкой глиняной луже, на бок, вместе со мной. Вот так тут здороваются. Благо скорость при крушении была невелика. Жертв нет. Не слишком гостеприимно. Хотя другого почему то не ждал. Первая Башкирская деревня, через которую мы проехали, представила нам не самую веселую картину. У них тут походу даже электричества нет, не говоря уж о газе. Дороги не выдерживают никакой критики. Сплошные камни. Начались холмы и более интересная природа. В местном магазине, грязные детишки, смотрели на нас, будто мы спустились с неба на эскалаторе. В деревнях казахстанский язык преобладает, на нем же и названия деревень, под ними есть русскоязычная надпись, и это радует. Заезжаем в еще один АЗЫК-ТУЛЕК (магазин), выбираем одну из трех возможных палок колбасы. Переводим время на 2 часа вперед.
Проезжаем кучу деревень, пора устраиваться на ночевку. Находим место, похожее на высохшее болото, с очень густой растительностью, в низине. Погода стоит хорошая, дождя опасаться не стоит. Ставим палатку, хорошо ужинаем, ложимся.
Конец первой части.