Рассказ E-noute и Ksysha о поездке на Южный Урал на “ИЖ Юпитер 3” в 2011 году.

День пятый.

Просыпаемся поздно, в палатке жарко, печет солнце, откуда-то издали доносятся голоса пастухов на матно-казахском языке. Разводим костер, завтракаем, обнаруживаем, что на нашу палатку полным ходом идет атака клещей, штук 6 принял на себя костер, еще несколько были отправлены в тыл, щелбанами. Один раздавлен ногтями, в дебрях палатки. Быстро собираемся, тщательно просматривая возможные места дислокации клещей в наших вещах. Обнаруженных уничтожили. Выезжаем из густой растительности, собрав немалую часть оной, на мотоцикл. Еще раз отряхнулись, проверились и в путь. Разбитая грунтовка не дает скучать, багажник скрипит и просит доктора с электродом, или хотя бы с проволокой на худой конец. Обедаем в кафешке. Погода радует, теплая. На заправке встречаются местные мужики, которые даются диву, узнав подробности путешествия, желают удачи. Доезжаем до города Стерлитамак, усердно ищем сварщика. В городе полно автосервисов, заезжаем в один из таких, решили подойти к делу более обстоятельно, снимаем кофры, мне предоставляют болгарку, рейки подвески от “классики”. Выпиливаю тонкие трубки, подгоняю рейки, ввариваю, снова ставим кофры. Сервисом заведует женщина, которая не кисло так строит всех подчиненных. К нам она добра, долго общалась с нами по поводу поездки, сделала нам скидку. За что ей спасибо. Времени уходит довольно много. Но багажник снова пополнил жизненные силы, готов и дальше терпеть башкирские дороги. Мы же пополняем запасы провизии в супермаркете «Семерочка», у нас в области это как правило «Пятерочка». Еще есть супермаркеты “М.техно”, по-аналогии с “М.видео”. Ну да ладно, это не так важно. Выезжаем из города, на трассу Р316, поначалу она очень даже хорошая. Впервые видим на синем указателе стрелку к Белорецку. Проезжая, уже присматриваем место ночлега, находим живописный водопадик, речку. Но место у местных, судя по количеству мусора очень популярное. Ищем что нибудь более спокойное. Хотя фотографий сделали хороших.

День 5

День 5

День 5

День 5

Место находим у края, судя по навигатору, немаленького и густого дикого леса. Лес под спуск уходит вниз, в темноту. Несмотря, что самый край, все равно как-то неуютно будет спать. Там точно есть медведи, волки и прочая живность. Ужинаем булками вместе с живущими тут толстыми мышами. Целое семейство. В палатке осматриваем друг друга на предмет клещей, на Ксюше никого, а вот у меня на затылке сидит уже, радуется удаче. Угостили его 2х тактным маслом, несколько раз. Он долго отказывался, махая всеми лапами, видимо из вежливости, а потом перестал. Обиделся может, ну тогда мы его и вытащили, и нечаянно сожгли. Зря в общем то. Из-за всех этих прелюдий легли только в 2 часа.

День шестой.

Ксения встает значительно раньше, и выражает недовольство, что я не следую ее примеру. Но спал я мало, и хочется поваляться. Но когда таки встаю, Ксюша уже собирает вещи, я быстро завтракаю и выдвигаемся. Встречаем велосипедистов на шоссейниках, в сопровождении машины. Марафонцы. На очередной заправке заливаем бак по самый край, как оказалось впоследствии - не зря. Проезжаем еще десяток верст, и трасса превращается… Нет, не в элегантные шорты, в грунтовый серпантин. Такого поворота событий мы никак не ожидали. Но в итоге совсем не жалели. Виды очень живописные, скалы, пещеры, горные ручьи, дикие деревни.

День 6

День 6

День 6

День 6

Подъемы даются с большиииим натягом, на первой скорости, но все на той же 20 звезде. В самых тяжких местах, Ксюша поднимается пешочком. Двигатель постоянно на грани перегрева, хотя он к этому совсем не склонен. Ну впрочем, 30 минут, на первой и изредка второй скорости сделали свое дело. Останавливаемся, даем ему передышку, лицезреем, как пустой, полноприводный КамАЗ, на первой скорости, с жутким ревом и дымом взбирается на очередной подъем. Водитель что-то жестикулирует нам, похоже советует нам катиться обратно, ввиду того, что у нас не все в порядке с головой. Ну он нас просто плохо знает. Не внимаем его советам. В итоге, все равно обогнали. Периодически дорога сменяется на хорошо накатный грунт, давая всем передышку. Добираемся до указателя «Белорет. районы» (Белорецкий район) Я свято верю, что тут-то дела с дорогами должны пойти на поправку, вон уже знаки «ремонт дороги» виднеются. Но не тут-то было, ремонт дороги выглядит так: бульдозер превращает большие булыжники в булыжники поменьше, другой трактор, под сумасшедшим уклоном устраивает что-то вроде камнепада, вынуждая камни самораспределяться. Ксюша слазит, я с большим трудом объезжаю это действо, но падения избежать не удалось. Вдвоем, с трудом, поднимаем многострадальный “ИЖ”. Забираемся дальше, не жалея сцепления. Ремонт дороги Р316 оставил свой след в нашей душе. Такого мне еще видеть не доводилось. Дальше дорога уже не казалась нам такой плохой, или не была таковой, уже и не знаю. Встречаем сурового деда на военном “Урале” с коляской, он вступает с нами во внегласную борьбу за право не глотать пыль. У него преимущество в подъемах, в самом крутом из них, ситуация очень накалялась, был он уже в 3х метрах, но обогнать так и не смог. Потом начал отставать. Бросил гоночные затеи.

Через примерно десяток километров добираемся до живописного селения «Верхний Авзян», с одного из холмов делаем красивые фотографии, тут и дед на “Урале” подъехал.

День 6

День 6

Передохнули, и двинули дальше. Дальше дорога пошла асфальтом, по такому серпантину ехать гораздо приятнее.

Виды — великолепные, скорость наконец приемлемая для дальняка. Останавливаться, для фотографирования лишний раз не хочется, просто несемся, и получаем удовольствие от открывающихся картин. Проезжаем село Узян, с очередным горным водохранилищем, местный дед, скачет на лошади на встречу нам, и что-то усердно жестикулирует. Я помахал ему. Оказалось он предупреждал меня о полиции в кустах, с денежными амбициями. Но по техническим причинам превысить скорость мы не можем. Да и лишать нас нечего. Не обладаем. Полицаи проводили нас взглядом, и продолжили охранять дорожный порядок. Через 30 км добираемся до Белорецка. На въезде в город проводится мотокроссовые соревнования. Настроение это поднимает. Город расположился среди горных хребтов. Место удачное и красивое. Темнеет, решаем остановится в гостинице. Навигатор ведет нас к какому-то брошенному дому, судя по всему гостиница там не состоялась. Второй вариант - центральная. Едем, цена не радует. 2300 за сутки. Многовато, надо искать по-бюджетнее. На выездах находим гостиницу-бордель-сауну. Тоже не для нас. На другом выезде - находим еще. Там уже хотят 1500. Это еще терпимо. Номер красивый, с душевой кабиной, которая давно по нам плачет. Просушили одежду, искупались. Отметили приезд тортом. Отзвонились всем переживающим. Единственное «но» - брутальная кровать, оставила отпечатки пружин на спинах. А с виду была хорошая.

День седьмой.

Просыпаемся поздно, пытаемся позавтракать в гостиничном ресторане. Цены кусачие. Два кофе в миниатюрных чашечках нам обошлись в 150р. И еще отвратная музыка, никоим образом не соответствующая ценам на еду. Решаем налегке проехать по городу. Сами себе экскурсоводы таки. Номер до вечера наш. Ищем интересную литературу по городу, не находим ничего кроме подборки советских фото. За то не пропускали не одной кафешки, прожигая время и деньги, дегустируя продукцию. Купили еще лекарство, после укусов клещей. В травмпункте советовали, говорят много случаев энцефалита. Прививок у нас нет. Не рассчитывали, думали, что уже холодно для них. Еще раз, на всякий случай завариваем багажник, уже нормальной дуговой сваркой. Возвращаемся в гостиницу в 16 часов, забираем вещи, и двигаем в сторону села «Тирлян». По дороге очень мокро, дождь пролил. После села дорога снова сменяется грязным, раскисшем грунтом. Сумерки сгущаются. Колеса забиваются, еле-ползем, часто падаем. Понимаем, что к Иремелю близко нам не подобраться. Надо вставать на ночевку. Ищем место, близ полуброшенной деревни «Черный ключ», местность, надо заметить очень угнетающая. Поиски хорошего ночлега рядом с речками доставляют нам одни проблемы. В этих краях подобные места судя по всему не слишком безопасны. Встаем на ночевку на заросшем деревьями холме, мотоцикл туда кое-как заехал. Сцепление от перегрева вело настолько сильно, что тронуться было нереально. Наверное это из-за пробковых дисков и дешевого масла. Толковый костер развести так и не удалось, все ветки гнилые и очень отсыревшие. Довольствовались чаем с вареной сгущенкой. Чай вскипятили на сухом горючем. Настроение не очень, начинается своеобразная тоска по дому. Рассуждаем о том, что прелесть домашнего уюта, удобств полноценно можно познать лишь побывав в таких местах. Это многим бы не помешало, кто уже совсем с жиру бесится. Вспоминаем друзей, сочувствующих нам дома. Ложимся спать. Слышно, как недалеко, по грунтовке проезжают машины. Я долго не мог уснуть. Место совсем недоброе. Палатку периодически поливает дождь.

День восьмой

Встаем снова поздно. Не выспались. Записываем все в дневник за три прошедших дня. Погода потихоньку налаживается. Вдали протяжно и измученно воет корова. Кругом березы, с листьями цвета ржавчины. Ветер холодный. Много времени тратим на сборы, наконец выезжаем, грунт немного просох, уже не так сильно забивает резину.

День 8

День 8

Замерзаем, затекаем, несмотря на всю одежду. Добираемся до деревни Николаевка. Сотовая связь тут отсутствует начисто. Двигаемся по грунтовке, набирая высоту. Дорога ведет не туда, куда хотелось бы. По старым, бумажным картам разбираемся, понимаем, что проехали сильно лишнего. Тут встречаем только дровосеков с бензопилами. Те, по-моему совсем не рады нас видеть. Возвращаемся к деревне, переезжаем реку вброд, по карте это как раз нужная нам грунтовка. Замес - первый сорт, мечта эндуриста. Без зубастой резины тут делать нечего. ЗИЛы, возящие здесь лес, месят все регулярно и старательно. Вдали слышны вопли бензопил. Интересно, насколько законны их вырубки. У Ксюши постоянно мерзнут ноги. Бензина всего около 8 литров. Грунтовка, судя по карте, первоклассного замеса - 30 километров. Принимаем решение ехать в Белорецк, искать альтернативы или средства преодоления. В деревне Тирлян, зашкаливает количество мотоциклистов на советской технике. На въезде в город начинается дождь, спешно находим еще одну гостиницу, на территории спортивного стадиона. Платим 800р, прогреваемся, отсыпаемся. На душе грустно и пусто. На улице не перестает лить дождь.

День девятый(описывает Ксения).

Половину дня мы проводим в Белорецке: вкусно покушали «картошкой по-Белорецки», но важного ничего так и не сделали. Надо отметить, что наши планы покорения вершин Южного Урала, по-началу довольно амбициозные, несколько сократились до одной конкретной цели: взобраться на гору Большой Иремель, высотой 1582 м. Вторая по величине вершина на южном урале после Большого Ямантау (1640) м. Первая попытка потерпела неудачу, но ведь путь к вершине не должен быть легким! Мы снова собираемся в путь. На погоду уже давно никто не обращает внимания. Мы решили подобраться к этой высоте с другой стороны. Наш план сводится к тому, чтобы попасть в некий поселок Тюлюк, найти там обещанную стоянку и так называемый турприют, оставить мотоцикл и пешком совершить восхождение, после этого сразу выехать на трассу М5 и двинуть в сторону дома. Но судьба распорядилась немного иначе. Встаем на ночевку недалеко от городка Учалы, находя отличное место. До Тюлюка 90 км по дорогам. Сельского типа.

День 9

День 9

День десятый(описывает Ксения).

Начинаются дни настоящих испытаний для нас и нашего ИЖа. Встаем и собираемся под дождем. Постепенно промокаем. Пора выдвигаться в путь. И этот путь оказался не из легких: было очень холодно и сыро. Пока Кирилл греет правую руку, с теплой перчаткой об цилиндр, я держу газ, периодически руки меняются. В ближайшей деревне находим островок тепла — магазин без отопления, долго там отогреваемся. Продавщица начинает выдавать интересные подробности: отсюда на Тюлюк дороги нет. А почему, объяснить нам она толком не смогла. Но едем дальше, в надежде добраться хотя бы до следующей деревни «Новохусаиново», обозначенной в навигаторе как большое село. Эти 10 км до деревни были мучительными. 10 километров грязи высшего сорта, с потрясающими скользящими свойствами

День 10

Хочу отметить мастерство водителя: ни разу не упали. Говорю это не просто так: сама за рулем езжу, когда есть возможность, так, что уровень сложности могу оценить. Душу греет мысль о большой деревне, но жизнь - штука непростая. Мы даже не заметили, что въехали в нее. Тут всего четыре дома и два из них явно не жилые, окна давно заколочены. Этот факт несколько усмирил наш пыл, замечаем шлагбаум с надписью «проезд запрещен» и плакат с картой «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ИРЕМЕЛЬ». Ощущение близости цели вселяет в нас новые силы. Жаль, что ощущение холода и абсолютной промокшести никуда не пропадает. Продавщица сказала, что нам нужно обратится к леснику, живущему в этой деревне, его дом, было несложно найти, он там один белый. Один из двух. Сначала выходит его жена, потом и он. Местный товарищ, сразу видно, не первый год тут живет. Передвигается на ЗиЛе 131 и тракторе. Добиваемся у него разрешения на проезд в заповедник, хотя ему судя по всему все равно, но говорит, что проехать нам там точно не удастся, якобы слишком чудовищные колеи. Погодка действительно улучшений там не принесла. Говорит, что если мы хотим попасть в Тюлюк, то стоит ехать через Челябинскую область, Златоуст - там вполне реально проехать. Каких-то несчастных 300км. Идея на самом деле не лучшая, в восторг не приводит. Потом лесник добреет, говорит что неподалеку есть вагончик, с печкой-буржуйкой, там дрова, и что мы можем там погреться, просушить вещи.

День 10

Так и поступаем. Решаем на утро идти на гору пешком, с рюкзаками. Кирилл нарубил дров на всю ночь. Ложимся спать на узких лавочках, но в тепле, и это здорово.

Конец второй части.

Первая часть

Третья часть